-->
На этих
страницах блокнота,
я память оставлю свою,
чтоб
вспомнить о службе матроса,
когда
на гражданку приду !!!
------------------------------------
г.Владивосток
бухта "
Золотой Рог " |
Краснознаменный БПК "Маршал Ворошилов" |
|
Открой блокнот товарищ, брат или
подруга,
и пробеги глазами по строкам,
они написаны в часы досуга,
в тоске по дому, девушке, друзьям !!!
------------------------------------
годы службы
1987-1990 |
Большой противолодочный корабль проекта 1134-А «Маршал Ворошилов»
Страны под флагом которых служил: СССР
Год списания с флота: 1992
Водоизмещение (надводное/подводное): 7535 т
Размеры:
длина - 159 м
ширина - 16,8 м
осадка - 5,84 м
Скорость хода: 32 узлов
Дальность плавания:
над водой - 5 200 миль
Силовая установка: ПТУ 2x45 000 л.с.
Вооружение: 2x4 ПУ ПЛРК "Метель" (8 ракето-торпед),
2x2 ПУ ЗРК "Шторм" (48 ракет),
2x2 57-мм ЗИФ-72 и 4x6 30-мм АК-630 орудий,
2x5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60), 2х6 РБУ-1000 (48 РГБ-10
Экипаж: 343 человека, в том числе 33 офицера
Большой противолодочный корабль проекта 1134-А "Маршал Ворошилов"
(после 24 января 1991 года - "Хабаровск")
Закладка корабля состоялась 20 марта 1970 года на судостроительном заводе имени А. А. Жданова
(Северная верфь) в Ленинграде под заводским номером 725.
8 октября 1970 года корабль был спущен на воду, 15 сентября 1973 года вступил в строй.
26 октября 1973 года включён в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.
11 июня 1974 года был переведён в состав 201 БрПК 10-й ОПЭСК КТОФ,
базировался в бухте Золотой Рог.
3—17 апреля 1974 года корабль совершил деловые заходы в Малабо (Экваториальная Гвинея) и Берберу (Сомали).
с июля 1979 года по март 1980 года корабль находился в Боевой службе Индийском океане.
25 августа деловой заход в п.Виктория (Сейшелский острова),
30 сентября дружественный визит в п.Массауа (Эфиопия), 28 октября визит в п.Мапуту (Мозамбик), 8 декабря визит в п.Виктория (Сейшельские острова),
20 февраля 1980 года визит в п.Коломбо (Шри-Ланка).
вернулся в Советский Союз 14 марта 1980 году.
С сентября 1985 по апрель 1986 года находился на боевой службе во Вьетнаме.
С октября 1987 по апрель 1988 года находился на боевой службе во Вьетнаме (СРВ порт Кам-Рань).
24 января 1991 года приказом главнокомандования ВМФ корабль получил название «Хабаровск».
У России нет друзей, нашей огромности боятся... У России только два надежных союзника - её Армия и её Флот !!!
Император АЛЕКСАНДР III |
- Командир БПК капитан 2 ранга Василий Иванович Флоряк. В центре контр-адмирал, зам. командующего ТОФ по политчасти. Причина торжества - 10-летие корабля.На заднем плане: главный корабельный старшина Сергей Конов, старшина 2-й статьи Леонид Байтман
|
- Командир корабля, зам по полит. части капитан 3 ранга Сергей Рассказов (слева). Слева от зама мичман Савин. Вокруг - старшинский состав. Время - август-сентябрь 1983 г.
|
- Закатывание вертолета Ка-25 в ангар БПК "Маршал Ворошилов" Лето 1973 года.
|
БПК "Маршал Ворошилов" на параде во Владивостоке, июль 1990 года |
БПК "Маршал Ворошилов" на параде во Владивостоке, июль 1990 года |
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов", 1977 год
|
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов", 1975-1976 годы |
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов", 1975-1976 годы |
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов" в Японском море, начало 1980-х годов |
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов" после шторма, 1976-1977 годы |
Большой противолодочный корабль "Хабаровск" во Владивостоке, 28 июля 1991 года |
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов" во Владивостоке, 9 мая 1990 года |
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов" во Владивостоке, 9 мая 1990 года |
Большой противолодочный корабль "хабаровск" во Владивостоке, 9 мая 1991 года |
Большой противолодочный корабль "хабаровск" во Владивостоке, 9 мая 1991 года |
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов" во Владивостоке, 9 мая 1990 года |
Большой противолодочный корабль "Хабаровск" на Эгершельде, 1993 год |
Корабли ТОФ во Владивостоке, в центре БПК "Маршал Ворошилов", начало 1990-х годов |
Корабли ТОФ во Владивостоке, в центре БПК "Маршал Ворошилов", начало 1990-х годов |
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов", 1990 год |
Большой противолодочный корабль "Маршал Ворошилов", 1975-1977 годы |
Столкновение на входе в пролив Босфор Восточный 20 ноября 1990 г. большого противолодочного корабля “Маршал Ворошилов” с рефрижераторным судном “Горец”.
Рассмотрим этот случай. БПК, находясь правее Шкотовского створа, следовал в точку якорной стоянки на внешнем рейде порта Владивосток курсом 304° со скоростью 14 уз. Видимость — ночная полная, маловетрено. В 00.03 дежурный по рейду сообщил на корабль о том, что из пролива для рассредоточения по штормовой готовности следуют суда.
Однако внимание командира не было акцентировано на том, что суда следуют на якорную стоянку в бухту Тихую и будут пересекать курс корабля (недоработка береговой службы).
С БПК наблюдали, что ряд идущих на выход судов последовательно пересекают его курс.
Однако анализ обстановки производился из предположения о движении судов рекомендованными курсами, а не из задачи своевременного обнаружения опасных маневров наблюдаемых целей (БИП корабля главную задачу решал неудовлетворительно).
В 00.05 на БПК уменьшили ход до 9 уз. В 00.07 цель № 3 (“Горец”) наблюдалась на курсовом угле 30о левого борта в дистанции 10 каб и оценивалась как судно, идущее по Шкотовскому створу курсом 120о со скоростью 7 уз. БИП рассчитал, что БПК разойдется с ней левым бортом через 4 мин на дистанцию 2,5 каб. В это время командиру корабля следовало бы усилить внимание за этим судном, которое уже находилось на выходе из пролива и, как предшествующие суда, могло попытаться пересечь курс корабля, чтобы тоже пройти в бухту Тихую.
СХЕМА ДВИЖЕНИЯ СУДОВ И БПК "МАРШАЛ ВОРОШИЛОВ" ПЕРЕД СТОЛКНОВЕНИЕМ.
Именно так и развивались дальнейшие события. Поворот “Горца” в сторону “Маршала Ворошилова” был обнаружен в 00.08.
Единственное, что смог сделать командир корабля,— отработать машинами до полного назад. Но предотвратить столкновение было уже невозможно.
В 09.11 ВПК на значительной инерции переднего хода врезался в правую носовую оконечность “Горца”.
А ведь столкновения могло и не быть, если бы командир, наблюдая сложную обстановку на рейде, заранее сбавил ход до самого малого и тем самым создал условия и запас времени для оценки складывающейся ситуации и выполнения необходимого маневра. Кроме того, мог бы связаться с “Горцем” по УКВ-связи, чтобы выяснить его намерения.
Другими словами, командир БПК пренебрег предосторожностью, соблюдения которой требует хорошая морская практика.
Однако основным виновником аварии был капитан “Горца”, нарушивший при плавании в районе интенсивного судоходства ряд правил МППСС-72. Так, в возникшей ситуации пересекающихся курсов “Горец” оказался в положении судна, уступающего дорогу (т. е. нарушил правило 15).
Он не организовал (как этого требует правило 5) наблюдение применительно к обстоятельствам и условиям плавания в узкости, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность выполняемого маневра. Дополнительный наблюдатель на судне не выставлялся, радиолокационное наблюдение не велось. Имеющиеся средства для определения расхождения со встречными судами и наличия опасности столкновения (в нарушение правила 7) не использовались.
Особая осторожность при плавании вблизи конечного участка фарватера Шкотовских створов капитаном “Горца” не соблюдалась (не выполнено правило 10(F).
В результате всего этого на “Горце” ходовые огни БПК были обнаружены, когда столкновение стало неизбежным.
Через 15—20 с после столкновения БПК “Маршал Ворошилов” на заднем ходу разошелся с “Горцем”, который продолжал следовать прежним курсом и скоростью. Попытки вызвать его по радио и светом на связь успехом не увенчались.
Таким образам, основной причиной этой аварии явился низкий профессиональный уровень капитана судна и непредусмотрительность командира корабля.
Они оба оказались неспособными организовать и подготовить посты связи и управления, воспитать у операторов ходовой вахты личную ответственность за качество наблюдения и информации, передаваемой на ГКП. Вот почему, по нашему мнению, в комплексном коллективном процессе проблему подготовки операторского звена следует рассматривать с учетом особенностей деятельности каждого оператора. Подходя к этому вопросу с позиций общих методологических принципов подготовки, операторов можно условно разделить на три категории (рис. 2).
Первая — та, которая использует обобщенную информацию об обстановке и принимает решение на предстоящий маневр. Например, командир корабля.
Его операторские функции связаны с личным использованием средств отображения информации, а также с контролем работы расчета ГКП-БИП-штурман.
Вторая категория включает штурмана, вахтенного офицера и офицера БИП. Являясь помощниками командира корабля в вопросах кораблевождения, они, используя предоставленные им средства, оценивают первичную информацию и готовят предложения по кругу своих обязанностей.
В их функции входит также осуществление контроля за работой личного состава — операторов на подчиненных им постах.
К третьей категории относятся радиометристы, гидроакустики, операторы астронавигационных и радионавигационных систем. От качества их работы зависит скорость поступления и точность первичной информации.
* “Морской сборник” №2-92 *
|
|